В чем разница между MVC, MVP, MVVM и VIPER? Какие еще архитектурные подходы вы знаете?ios-149

1. Основные архитектуры iOS-приложений

1.1 MVC

Структура:

  • Model: Данные и бизнес-логика
  • View: Отображение (UIKit-компоненты)
  • Controller: Посредник между Model и View

Проблемы:

  • Massive View Controller
  • Тесная связь между компонентами
// Классический MVC пример
class UserController: UIViewController {
    @IBOutlet weak var nameLabel: UILabel! // View
    var user: User! // Model

    override func viewDidLoad() {
        nameLabel.text = user.name // Controller логика
    }
}

1.2 MVP

Улучшение MVC:

  • Presenter заменяет Controller
  • View становится пассивным
  • Легче тестировать

Отличие от MVC:

  • View ничего не знает о Model
  • Presenter содержит всю презентационную логику

1.3 MVVM

Ключевые особенности:

  • ViewModel преобразует Model для View
  • Data Binding (Observable, Combine, RxSwift)
  • Лучшая разделяемость кода
// MVVM пример
class UserViewModel {
    @Published var userName: String = ""

    init(user: User) {
        userName = "\(user.firstName) \(user.lastName)"
    }
}

class UserViewController: UIViewController {
    var viewModel: UserViewModel!
    private var cancellables = Set<AnyCancellable>()

    override func viewDidLoad() {
        viewModel.$userName
            .assign(to: \.text, on: nameLabel)
            .store(in: &cancellables)
    }
}

1.4 VIPER

Модульная архитектура:

  • View: Отображение
  • Interactor: Бизнес-логика
  • Presenter: Медиатор
  • Entity: Модели данных
  • Router: Навигация

Преимущества:

  • Чистая разделяемость ответственностей
  • Легкость тестирования
  • Масштабируемость

2. Другие архитектурные подходы

2.1 Clean Architecture

  • Круговая зависимость (Entities → Use Cases → Interfaces)
  • Независимость от фреймворков
  • Сложная кривая обучения

2.2 Redux/Flux

  • Единый Store для состояния
  • Односторонний поток данных
  • Популярен в React, но сложен для iOS

2.3 RIBs

  • Иерархия компонентов (Router, Interactor, Builder)
  • Для очень больших приложений
  • Сложный entry point

3. Сравнительная таблица

КритерийMVCMVPMVVMVIPER
Тестируемость Низкая Средняя Высокая Очень высокая
Сложность Низкая Средняя Средняя Высокая
Boilerplate Минимум Умеренно Умеренно Много
Подходит для Простых экранов Средних проектов Сложных UI Больших проектов
Binding Нет Ручной Автоматический Ручной

4. Выбор архитектуры

Факторы выбора:

  1. Размер команды
  2. Сложность проекта
  3. Требования к тестированию
  4. Опыт команды

Рекомендации:

  • Стартап/прототип: MVC/MVVM
  • Средний проект: MVVM
  • Крупное приложение: VIPER/Clean Architecture
  • Кроссплатформенный: Redux-like

Резюмируем

  1. MVC - простой, но приводит к Massive View Controller
  2. MVP - улучшенная тестируемость, но ручной binding
  3. MVVM - золотая середина с автоматическим binding
  4. VIPER - максимальная разделяемость, но много boilerplate
  5. Выбор архитектуры должен основываться на конкретных требованиях проекта